Мрачные картины — 14 фресок Франсиско Гойи, написанных им в последние годы жизни. Именно эти картины стали апогеем творчества художника. Они пугают своей жестокостью, обреченностью и пустотой. Стоит сразу отметить, что изначально испанский мастер никак не был связан с темным искусством. Он писал при королевских дворах, был главным придворным художником короля и создавал невероятные портреты членов династии. Однако все разрушила глухота. Потеряв слух навсегда, мир Гойи утратил ту красочность и нежность. В условиях полной изоляции Франсиско создал самый известных цикл картин. Он никогда не подписывал их, не выставлял на показ и даже не мог подумать, что эти 14 фресок оставит такой большой след в истории.
«Сатурн, пожирающий своего сына» — самая пугающая работа серии. В основе лежит мифологический сюжет, но исходя из жизненных обстоятельств художника можно найти в этом иной смысл. Сатурн словно жизнь, пожирающая тебя и погружающий твою в душу в непроглядную темноту.
Безобидная на первый взгляд картина «Собака» раскрывает человеческую беспомощность перед злом. Собака погрязла в зыбучем песке и сколько бы она не пыталась выбраться ее судьба предрешена. Ее взгляд надежды в небо словно крик души, который никто так и не услышит…
Франсиско Гойя.
Сатурн, пожирающий своих детей.
Иероним Босх. Страшный суд.
Работы Иеронима Босха — настоящая головоломка символов и тайных знаков. Его полотна будоражат умы и находятся на грани человеческого понимания. Босх самый загадочный художник средневековья, его послания обществу до сих пор поддаются спорам и разгадкам. Именно такая загадочность и мрачность привлекала британского режиссера. В сценариях фильма часто можно найти отсылки к историям картин Босха.
Попытка изменить человечество.
Иероним через свои картины показывал настоящую суть людей, раскрывая их самые страшные грехи. Зло повсюду и люди настолько слабы и глупы, что оно съедает их изнутри. Отсутствие божественных знаний и слепота превращает окружающий мир в ад на земле. Размышления о проклятии человечества и постоянные мысли о конце света — эпицентр смысловой концепции Босха. Клайв Баркер создает вселенную, где места для добра не осталось. Зло победило и мир превратился в ужастик. Его произведения это «поэзия страданий», где он заставляет людей задуматься о том, как ими правит их темные стороны души.
По археологическим находкам ясно, что человечество еще со времен Homo sapiens задавалось вопросом жизни после смерти. С точки зрения раскопок и идентификации, самое главное отличие нас от животных — захоронение. Самые древние наши предки верили, что душа уходит жить дальше и тело человека обязательно нужно красиво проводить в иной мир. Такие ритуалы приводили к тому, что появлялись те, кто хотел увидеть неизведанное, познать азы потусторонней жизни или хотя бы ненадолго к ней прикоснуться.
Таким проводником в мир усопших стал образ куба — шкатулка шри янтра, которая являлась главным инструментом в индуистских религиозных практиках. По верованиям она обладала собственной жизнью и являлась символом двух начал: мужского [Шивы] и женского [Шахти]. Шри янтра представляет из себя сложную геометрическую конструкцию, каждый элемент которой имеет собственное значение, ее называли космосом в миниатюре. Шкатулка предназначалась для поиска единства с самим собой, связи со своей душой и высшими силами.
Как раз Шри янтра стала источником вдохновения для Филиппа Лемаршана — вымышленного персонажа-антагониста из вселенной Клайва Баркера.
Pinturas negras
[ с итал. темные картины ].
Философия картин Иеронима Босха
Еще в детстве Клайв мог часами листать книжки по анатомии и изучать демонические картины Иеронима Босха. Именно благодаря такому нехарактерному для ребенка выбору интересов его произведения пронизаны страхом, мраком и действительно пугающей обстановкой. Все костюмы, декорации, сам сценарий и атмосфера фильмов Клайва Баркера содержат в себе тысячу символом, знаков и отсылок, разгадывать которые одно удовольствие.
истоки вдохновения Клайва Баркера.