примеры арабских архитектурных орнаментов
Рефик Анадол
Кейси Риас
Аналитическое искусство Павла Филонова
* Калейдоскоп, игральные кости и карточные расклады также можно отнести к ранним представителям ген-арта. В XVIII веке в Европе даже была популярна музыкальная игра Musikalisches Würfelspiel. Зрители бросали игральные кости и выпавшие числа соответствовали мелодическому элементу.

В современном же понимании генеративному искусству свойственна некая самостоятельность. Художник обладает силой управления, создавая не конечный объект искусства, а его процесс. Это порождает совершенно новый вид визуальной культурной практики, которое можно охарактеризовать как «творческое партнерство». Популяризация синтеза человеческой и компьютерной креативности привела к формированию специализированной исследовательской дисциплины — нейросетевая эстетика. Это направление рассматривает сгенерированные образы как самостоятельные художественные элементы культурного пространства. Однако, вне зависимости от типа модели нейросети, генерация визуальных объектов происходит благодаря использованию алгоритмов, которые обрабатывают уже существующую базу данных и выдают уникальные, но заимствованные изображения. Сам процесс оценки арт-объектов состоит из объективной и субъективной стороны. Первая заключается в анализе пространственного контекста произведения, а вторая в изучении внутренней и внешней жизни автора, его мировоззрений и духовных позиций. В генеративном искусстве данная методика восприятия невозможна, так как искусственный интеллект действует исходя из заданных  знаков и чисел, а не эмоций и чувств. 
Однако генеративное искусство в более приближенном к современному пониманию варианте зародилось в 1910-х годах, а именно в авангардистских кругах. Философия авангардных художников выражалась в борьбе за полную трансформацию искусства, в отказе от традиционных норм, академических стандартов и поиске новаторства. Движение стало основой нового искусства и выражалось в непредсказуемости творческого процесса. В русском авангарде это называли «принцип случайности», «который в 1910−20-е годы стал своего рода манифестом для целого поколения отечественных и зарубежных мастеров». Это было характерно для творчества таких известных художников, как Алексея Крученых, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и других. 
Генеративное искусство (generative art / сокр. ген-арт) — совокупность всех художественных практик, в создании которых используют автономные системы. Изучая историко-культурологические аспекты генеративного искусства, важно отметить, что оно относиться не только к компьютерному творчеству. Так как ген-арт представляет из себя четко заданный алгоритм знаков, то его предвестники существовали еще в древности. Например, арабские архитектурные орнаменты, где отчетливо прослеживается набор детерминированных правил. Такая математически грамотно выстроенная композиция часто применялась и в практике других культур. Эти принципы легли в основу так называемого «алгоритмического искусства», где дисциплина и гармония стоят во главе художественного замысла. 
Природа
генеративного искусства.