ISTOKI — модный дом, где традиции и ремесло обретают новые формы и смыслы. Создавая не просто моду, а «fashion-артефакты», команда бренда воссоздает и трансформирует фольклорные, мифологические мотивы и историю русского народа в целом.

Редакция NDÈ поговорила с креативным директором модного дома ISTOKI — Кристиной Край о важности сохранения культурной идентичности, создании нового эстетического языка и исследовании национальной памяти.
РУССКОГО КОДА
ИССЛЕДОВАНИЕ
ISTOKI
"ПТИЦА ЛЕБЕДЬ"
GORIM spring/summer 25. ISTOKI
PTITSA LEBED'. ISTOKI
"ПТИЦА ЛЕБЕДЬ"
PTITSA LEBED'. ISTOKI
Как зародилась идея о создании модного дома? Что для вас значит русский код и почему он стал главной темой в вашем творчестве?
Во мне живёт маленький исследователь-философ, который всё время задаёт вопросы, старается копать глубоко, чтобы понять, почему так, а не иначе, что можно привнести нового и нужно ли?
Я росла в большой семье, которая была разделена на контрастные лагеря убеждений: одни исполняли традиции, потому что «так надо», потому что не знали, как иначе; так делали родители, бабушки, прабабушки, и мы тоже делаем. Другие, напротив, отрицали, желая строить иное, своё и вовсе выйти из этой системы. Меня привлекают традиции как некий феномен и картина, написанная из массы случайных событий, обстоятельств и идей предков, что следуют друг за другом и являются частью нашей истории. Но также огромную силу пробуждает во мне то, что я могу создать здесь и сейчас в рамках своей жизни. С уважением и интересом я изучаю реликвию, создавая свою интерпретацию, которую я проявляю в концептуальных коллекциях своего интеллектуального модного дома ISTOKI.
С чего начинается работа над новой коллекцией? Где вы ищите вдохновение и как приходят идеи?
Мне так сложно обозначить рамки для этих вопросов. Хотела бы я отделаться лёгким ответом, таким как: «Я черпаю вдохновение в природе», но нет. Источником вдохновения является симбиоз всего: чувств, опыта, интереса, истории, науки, искусства, технологий, эстетики, литературы, личных событий и ощущений, людей и наблюдений. Всё это в едином танце кружится вокруг меня и в какой-то момент соединяется в коллекции.
Почему важно понимать свой культурный код? Как ISTOKI могут помочь в этом познании?
Когда-то я с пеной у рта доказывала значимость своих концептов, сейчас я совершенно спокойно отношусь к тому, что для кого-то это не будет иметь совершенно никакого значения. Но для тех, кто понимает, вникает и чувствует ценность, мои идеи трансформируют жизнь, направляя восприятие коллекционеров и ценителей в ту глубину, которая даёт возможность гордиться своими корнями. Интеллектуальная часть — не единственная ценность моих коллекций; также это бесконечная возможность деконструкции.
BLAGOSLOVENIE. ISTOKI.
По выбору тем видно, что вы рассматриваете русский код с совершенно разных его сторон, словно путешествуя между периодами развития русской культуры. В уже представленных коллекциях есть какой то особый смысл в выборе темы?
Мифы и фольклор занимают центральное место в ваших коллекциях, как вы считаете почему людей манит такая образность и мифологичность?
Думаю, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Мы воспитаны сказками, и мои коллекции являются теми же сказками, только для взрослых, чувствительных, но всё ещё детей, готовых к экспериментам.
Мои айтемы из ранних коллекций: PTITSA, BLAGOSLOVENIE, MASLENO могут рассказать о поиске личной магии, нежности и ресурсности, а также об особенностях. Быть простым и сложным одновременно. Мне хотелось обрести эти ощущения самой и дать возможность моим коллекционерам чувствовать это в моменты касания с дизайнами и интеллектуальными отсылками.
Коллекция GORIM — это мой путь поиска силы в тёмные этапы жизни. Обращаясь к якутскому эпосу и эстетике русского Севера, я создала это высказывание, чтобы донести мысль о том, что все чувства и периоды важны для роста личности. Помимо того, что вы можете прочитать на официальных источниках, есть ещё множество деталей, которые скрыты в коллекциях и дизайнах: одиннадцать вытянутых нитей, выцарапанное название на стекле, красный квадрат, длина верёвки, четыре равных полотна и ещё много чего интересного, что узнают коллекционеры в аудиенции.
Какие ключевые аспекты русского кода вы стараетесь транслировать в изделиях? Какое развитие бренда вы видите?
Наоборот, я стараюсь оторваться от привычных форм и "косоворотно-кокошного" визуального ряда. Я нахожусь в постоянном поиске новых форм проявления русского кода. Сейчас на финальной стадии находятся несколько крупных мультидисциплинарных проектов, которые я в скором времени покажу миру. Я двигаю дом и своё личное выражение в сторону современного искусства, выходя за рамки правил фэшн-индустрии.
Какая коллекция ваша самая любимая? И в чем ее ценность конкретно для вас и команды модного дома?
В июле 2025 года у меня вышла особенная коллекция. Впервые за 18 лет карьеры я обратилась к красному цвету. К этой коллекции я шла несколько лет, доростала до красного, и всё это благодаря моему любимому человеку, чей любимый цвет… угадайте, какой? 
Три года назад я и представить не могла, что когда-то приму этот цвет, ведь я всю жизнь работаю в своей палитре телесных и земляных оттенков, а также в чёрно-белом монохроме. Также в этой коллекции есть моё первое свадебное платье-перформанс, которое является вполне себе однозначным намёком на то событие, которое состоится в скором времени.
МЕСТО СИЛЫ, ОБЩНОСТИ И ТАЙНЫХ ЖЕЛАНИЙ.
KRASNYY UGOLOK. ISTOKI.