Футуристическая книга стала новой попыткой авангардистов сломить общественные устои, вызвать эмоциональную реакцию и, тем самым, продвинуть идеи нового искусства в массу, сломить мещанские умы. В данном направление битва шла против традиционных устоев типографской индустрии, привычным понятием книги и ее ценностей. «Футуристы намерены были перевернуть застывшие, консервативные, на их взгляд, представления об облике книги, её предназначении и о способе взаимодействия с ней читателя».
Первым экспериментом и началом направления принято считать сборник стихотворений «Садок судей», изданный группой писателей «Будетляне» и вышедший в 1910 году. Сборник был карманного формата и уже начиная с обложки удивлял подходом: для лицевой стороны книги были использованы дешевые цветастые обои, которые являлись «олицетворением мещанского массового вкуса». Основные признаки футуристической книги было легко вычислить: необычные форматы, малые тиражи, использование неблагородных материалов, нарушения привычных правил расположения текста, отсутствие знаков препинаний, разная высота букв, неровные листы и небрежная сборка. Текст превращали в изобразительное средство, делая акцент на то, что искусство повсюду. Также, излюбленным вдохновением были элементы так называемого народного творчества: лубки, иконы, вывески, заборные рисунки. Такой литературный язык даже имел свое название — «заумъ» или «заумный язык», суть которого подражание естественному и обычному.